Церковь Воскресения Словущего в с. Битягово

     Дата постройки: 1671 год
Престольный праздник: Воскресение словущее
Приделы: иконы Божией Матери Казанская (21 июля, 4 ноября)

История Воскресенской церкви, как и самого древнего села Битягово, насчитывает примерно 660 лет и прослеживается в глубь столетий — до 1572 года. Тогда, во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, земли окрестные подверглись жестокому опустошению, в числе пострадавших от набега сел было и село Битягово. Воскресенская церковь после осквернения татарами, которые дерзнули ввести лошадей в святой храм, была упразднена и разобрана.

С 1628 г. землями битяговскими владеет стольник Степан Васильевич Телепнев, который поставил здесь 12 крестьянских дворов, расширив вотчину свою прикупными землями.

С 1646 года село Битягово упоминается с деревней, называемой «Новой» (позже — Заборье). В эту «Новую» деревню, располагавшуюся близ сторожевой заставы на Большой Каширской дороге, переселились оставшиеся в живых после татарского нашествия битяговские жители. На месте первоначального села Битягово образовалось поселение, получившее наименование «деревня Сукромка» (исчезла на рубеже XVIII–XIX веков), а новое село, уже как помещичья усадьба, образовалось на левом берегу Рожайки. Здесь была отстроена вновь и деревянная Воскресенская церковь.

Разделившись на два поселения, жители села Битягово и Новой деревни (Заборья) продолжали оставаться в приходе Воскресенской церкви. Дорога в родной храм для жителей Заборья пролегала через лес, названный Самойловским. Там на развилке двух дорог стояла большая сосна — огромное 400-летнее дерево, имевшее три мощных ответвления от того места на стволе, где с незапамятных времен находилась икона Спасителя. Для прихожан Воскресенской церкви могучее дерево было живым символом единства Святой Троицы.

После смерти Степана Васильевича вотчину унаследовал его сын Иван, который обновил церковь в селе «вновь каменным строением» с белокаменными деталями. Строилась она в 1671–72 гг. из кирпича, который изготавливался на местном кирпичном заводе.

Иван Степанович, будучи человеком весьма состоятельным, не пожалел средств на обустройство и убранство церкви. «Церковь Воскресения Христова», — писал о ней подьячий Поместного приказа, — «каменная, крыта тесом, на ней — шесть глав, обиты черепицей зеленой, кресты деревянные обиты железом белым, да в той церкви престол покрыт белою камкою, на престоле Евангелие печатное в десть по зеленому бархату, оклад, евангелисты серебряные золоченые резные, крест напрестольный серебряный... За престолом образ Тихвинской Пресвятой Богородицы, венец и гривна серебряные золоченые резные, поля обложены серебром басменым, позолочены. На жертвеннике сосуды серебряные, потир, два блюда, дискос и звезда и лжица серебряные, копье железное посеребренное и позолочено, на потире покров атласный...

В церкви же: образ Воскресения Христова, венец и гривна серебряные, образ Алексея Митрополита с житием, венец и гривна серебряные золоченые чеканные, образ Нерукотворного Спаса золочен сусальным золотом; над царскими дверьми Спасов образ, венец серебряный золоченый резной; деисусы с праздники и пророки, и праотцы, выше деисусов Распятие Господне, писан по полотну в рамах, а рамы золочены золотом сусальным, четыре лампады висящие медные на цепях, образ Спаса Вседержителя в окладе, оклад серебряный золочен, венец резной и поля чеканные серебряные и тоже золоченые, образ Рождества Богородицы с житием, обложен серебром, образ Богородицы Печерской в окладе, оклад серебряный, образ Богородицы Одигитрии в окладе, поднос и ожерельница жемчужные, венцы резные, золоченые, образ Воскресенья Христова в окладе, оклад серебряный золочен резной с камнем, образ Иоанна Предтечи в окладе, оклад поля басменые, венец серебряный с финифтью, золочены...» Множество икон и дорогих книг размещалось и в теплом одноэтажном приделе Пречистой Богородицы Казанской с северной стороны. На колокольне храма водружено было пять колоколов.

Первоначально в здании нынешнего храма помещались две изолированные друг от друга церкви: с юга — холодная (летняя) Воскресенская; с севера — теплая (зимняя) Казанская. С запада к ним примыкали смежные между собой трапезные. Вход в церковь находился в боковых порталах. По оси композицию довершала колокольня, по описи 1689 года числившаяся деревянной. Этот уникальный для Подмосковья образец сдвоенных церквей, объединенных границами одного здания, с живописной композицией и характерным обликом московской архитектуры XVII века имеет выдающуюся художественную ценность.

В таком виде храм простоял два века.

В 1867 году сильно обветшавшая колокольня была разобрана и построена новая, на белокаменном основании, с белокаменными карнизами, сочетающая элементы классицизма и псевдорусского стиля. В 1883 году и сам храм подвергся значительной реконструкции — население сел Битягово и Заборье увеличилось, и храм стал тесен, чтобы вместить всех молящихся. В перестроенном здании стена, разделявшая трапезные, была разобрана, остальные стены смежных помещений заменены арками. Были расширены окна, заложены боковые порталы и устроен единый вход через колокольню, в трапезной выложен более высокий парусный свод. Был установлен новый иконостас, возведены купола, водружены новые кресты. Поврежденные временем стены храма снаружи и внутри оштукатурены, древний орнамент на фасадах заменен гипсовой лепниной в псевдорусском стиле, исполнены стенные росписи. Закладная плита перед входом в церковь свидетельствует о времени последнего перед закрытием храма ремонта, который проводился в 1906 году. Поновленный храм с новой колокольней, несмотря на стилевое различие отдельных его частей, выглядел весьма гармонично и легко.

В штате прихода в то время числились священник, диакон и псаломщик. В архивных данных 1910 г. имеется упоминание о смене настоятеля. Служивший 63-летний священник Павел Данилевский подал прошение о почислении его за штат (по болезни), на его место был назначен, священник Алексей Васильевич Протопопов, 23-х лет. В 1917 году за усердное служение Церкви Христовой о. Алексей награжден камилавкой. В записях, относящихся к 1917 году, упоминается староста прихода — Кошелев Дмитрий Николаевич, а в период с 1922 по 1924 г. в храме подвизались — псаломщик Михаил Аркадьевич Петропавловский и «служитель культа», как значится в документах, Баранов.

Вспоминает Валентина Алексеевна Комарова: «Родилась я в 1925 году в Битягове, в роддоме больницы, которая была в Серафимо-Знаменском скиту. Как раз был Алексеев день, часов восемь утра, и, как говорят, звонили колокола нашей церкви — в ней тогда еще служба была. В ней меня и крестили. Помню, когда ходили с мамой на праздники, был в церкви очень красивый золоченый иконостас, весь витой, резной. В царских вратах лучи — как солнце! Подсвечники были очень красивые, старинные. Кругом церкви был сплошной погост, красивые мраморные и белокаменные памятники — битяговские и заборские отдельно. Ограда тоже красивая, кованая, столбы из кирпича, с побелкой, ворота с двумя калитками. Левее церкви, за погостом, была дорога к броду через реку. Хоронили тогда уже на новом кладбище, но носили усопших всегда мимо церкви, даже когда ее уже закрыли».

В советские годы церковь пережила все невзгоды богоборческой власти, а в 1936 году была закрыта. Судьба последнего служившего священника о. Алексея и его семьи до сих пор неизвестна.

Вскоре после закрытия храма его внутреннее убранство было разграблено и разорено. Пустующее здание использовалось сельхозартелью (позже — колхозом) под склад зерна и овощей, а в колокольне стояла веялка. Поменяв несколько хозяев, здание церкви, наконец, окончательно было брошено на произвол судьбы, что привело к дальнейшему его разрушению. К началу 1990-х были взломаны полы, проломлены своды алтарей и трапезной, развалена печь в подвале, со стен содрана оставшаяся штукатурка с росписями — и лишь в колокольне сохранился фрагмент фрески с изображением Архангела Михаила. Лихие люди не пощадили даже древних надгробий погоста, многие из которых разбиты кувалдами на щебень, который использовали для устройства фундаментов домов и гаражей. От красивой металлической ограды остались лишь воспоминания.

В таком виде вновь возвращенная Воскресенская церковь предстала глазам верующих.

Первая Литургия во вновь обретенном храме состоялась в 1990 году на Крещение Господне. Служил отец Петр, благочинный Подольского округа. Было морозно, люди мерзли, но радость возрождения храма покрывала все.

С помощью прихожан восстановлена крыша и полы, храм внутри оштукатурен и побелен, сделан мраморный иконостас с резными царскими дверьми, приобретены два больших паникадила.

3 декабря 2000 года Высокопреосвященнейший Владыка Ювеналий в сослужении секретаря Московского епархиальною управления протоиерея Александра Ганабы, благочинного округа протоиерея Александра Васильева, духовенства округа и Епархии совершил чин великого освящения Воскресенской церкви.

По окончании богослужения Владыка Ювеналий поздравил приход с новым обретением своего храма: «...Сегодня, накануне завершения великого юбилейного года 2000-летия Рождества Христова, этот освященный уже храм мы приносим новорожденному Младенцу Христу, как дар наших сердец. Счастливо и радостно завершаем мы этот год юбилейный, когда видим ревностных пастырей, возрождающиеся святыни, возвращающихся к вере своих отцов и дедов наших людей, когда они вновь в вере Православной обретают смысл, значение своей земной жизни и получают подкрепление в несении жизненного креста. Вот эта любовь к Храму Божию приблизила наш сегодняшний день. Я хочу поблагодарить вас, дорогие братья и сестры, за вашу помощь для восстановления храма, за вашу любовь к Церкви Божией, и хочу пожелать вам многих милостей Божиих в вашей жизни и в ваших повседневных трудах».

Сегодня Воскресенский приход растет и крепнет. Богослужение отправляется в выходные дни и великие праздники, в дни памяти великих святых, в престольные праздники — 26 сентября н.ст. (Воскресение словущее) и 4 ноября н.ст. (Казанской иконы Божией Матери), а также 21 июля (Казанской иконы Божией Матери) и празднования Иверской иконе — чтимого образа прихода. Как свой престольный праздник отмечают День Святой Троицы жители деревни Заборье. Помнят старожилы и именины последнего дореволюционного настоятеля — Алексиев день. Любят паломники освященные источники на берегу Рожаи — сейчас их три: Казанский, Михаило-Архангельский и Серафимов. Существует традиция купаться в речке и обливаться из источников в ночь под праздник Крещения Господня и во все последующие дни до отдания.

В настоящее время при храме работает воскресная школа. В ее программе — Закон Божий и церковное пение. В дополнение к воскресной школе организован детский приходской клуб. Его цель — передать детям родительский опыт христианского благочестия вместе с реальными житейскими знаниями и навыками. Идет формирование приходской библиотеки, в ближайших планах — выпуск газеты.


 

Участки с коммуникациями | Купить дачный участок | Купить землю в Подмосковье | Участки в Подмосковье ПМЖ | Земельные участки Каширское шоссе | Цены на участки в Подмосковье | Земельные участки от 10 соток | Земельные участки 12 соток | Участки у реки | Купить земельный участок под ИЖС | Подробнее о поселке


Новости

19.07.2017
Спортивная площадка

>>>

03.03.2017
Высокоскоростной интернет и цифровое телевидение

>>>

31.12.2016
Поздравляем с Новым 2017 годом!

>>>

09.06.2016
Изменились реквизиты банка!

>>>

28.12.2015
Интернет в посёлке!

>>>



70 лет Вяземской операции.

Строительство Одигитриевского женского монастыря на месте прорыва наших войск из "Вяземского котла" в октябре 1941 года.
Смоленская область, Вяземский район, деревня Всеволодкино.

Идёт сбор средств на строительство.
Информация на сайте http://www.f-f-s.ru